Исследование в области укрепления и сохранения здоровья школьников
Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Физическое же благополучие – это когда все органы и системы человека функционируют, работают нормально, без перебоев, отсутствуют травмы. Духовное (нравственное ) благополучие – человек живёт в гармонии не только с собой, но и с окружающими людьми, в состоянии благожелательности к ним. Социальное благополучие – наличие работы, квартиры, семьи – у взрослых. Для детей - хорошие условия для учёбы, отдыха, занятий спортом, музыкой и т.п.
Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Внутришкольная комплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников» - программа профилактики и укрепления здоровья успешно развивается там, где их планирование, разработка и проведение базируются на данных оценки существующей практики и потребностей людей, т.е. основаны на социальном заказе общества.
Анализ ситуации и изучение нужд включает:
Оценку образа жизни детей школьного возраста
Программы по укреплению здоровья школьников в процессе внедрения оказываются малоэффективными и не приносят ожидаемого результата. Это связано с тем, что при разработке программ не учитывались интересы и потребности учащихся, на которых направлена данная программа, не была изучена существующая ситуация.
Исследование позволит выяснить отношение школьников, родителей, учителей, администрации школы к различным аспектам профилактики и укрепления здоровья, объективно подать информацию, а также вовремя провести коррекцию программы по укреплению здоровья школьников в соответствии с их интересами и потребностями, правильно оценить ход реализации программы.
Для того, чтобы повлиять на образ жизни школьников, необходимо получить следующую информацию:
• Самооценка состояния здоровья школьников.
• Какие темы о здоровье наиболее актуальны для школьников разных возрастных групп.
Выяснение ряда интересных для каждой возрастной группы школьников тем, поможет правильно спланировать программу вмешательства с учетом возраста.
• Будут ли востребованы программы по укреплению здоровья школьниками и от кого они желают получать эту информацию.
• Взаимоотношения в школьной среде: среди сверстников, с учителями, родителями; проведение досуга.
• Проблемы безопасности школьников разных возрастных групп.